Валерий Афанасьев
Мы продолжаем осмотр Витториано - монумента в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II.
Несмотря на свои впечатляющие размеры, монумент выглядит величественным, но в тоже время хрупким и изящным. Что бы там не говорили, в нём ведь отражена уже другая эпоха, а так называемый "контраст", только подчёркивает ценность древних памятников культуры центра Рима. Современные дизайнеры и архитекторы показали в этом сооружении, что ещё действует та добрая "прививка", которая досталась им от их предков.
Фрагмент монумента.
Общий вид выступа монумента.
Внутри монумента располагаются два музея - Музей Возрождения и Музей знамён военного флота. Квадрига, при входе в музей (фото).
Экспонаты музея отражают экономические и политические события, начиная с 18 века. Скульптуры, картины, документы, оружие, военная форма, флаги и многое другое.
Здесь явно просматривается тот самый "контраст" эпох - остатки форума Цезаря на фоне монумента Витториано.
Теперь мы, удивительно легко, поднимаемся на Капитолийский холм, к дворцам по так называемой лестнице Кордоната, которая спроектирована так, чтобы по ней могла двигаться масса людей, в том числе всадники.
По обе стороны лестницы нас встречают Диоскуры - Кастор и Поллукс. Их статуи обнаружены в XVI веке, в развалинах театра Помпея и установлены на этом месте в 1583 г. (мраморные повторения греческих оригиналов ок. 475 г. до н. э.). По легенде, близнецы были рождены прекрасной Ледой от Зевса, принявшего облик Лебедя. На головах братьев шапочки в виде половинок лебединого яйца. Считалось, что братья являлись также покровителями лошадей и изображались часто с ними.
На Площади Капитолия, спроектированной великим Микеланджело, во дворцах, расположен один из старейших музеев мира, начало которому положил папа Сикстит IV в 1471 г., отдав ему ценнейшие находки античной бронзы. В центре площади установлена конная статуя императора Марка Аврелия. Это копия, оригинал мы увидим внутри помещения музея.
Копия Капитолийской волчицы у стены музея, оригинал находится внутри музея.
Во Дворце сенаторов, в настоящее время, располагается муниципалитет г. Рима. Фасад с маршевыми лестницами спроектировал тоже Микеланджело. В центре, между лестницами статуя "Ликующий Рим", а по сторонам - статуи символизирующие реки Нил и Тибр. На балконе муниципалитета вывешивают различные лозунги и воззвания к гражданам Рима.
Давайте зайдём вовнутрь музея.
"Пир в доме Симона - фарисея". Subleyras, Pier Huber (1699-1749). "И вот женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром (Лук. 7:37-38).
"Похищение сабинянок" (1627-1629 гг.). Художник - Pietro da Cortona (1596-1669).
Позолоченная бронзовая статуя Геркулеса высотой 241 см. (II в. до н. э.).
В правой руке героя палица, в левой - три яблока Гесперид.
На переднем - плане статуя собаки из зелёного мрамора.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря. (III век, н. э.).
Позолоченная конная статуя Марка Аврелия. (160 -180 гг. н. э.) Это единственная уцелевшая конная статуя времён античности, которая сохранилась благодаря тому, что её считали за статую императора Константина I, которого христианская церковь канонизировала как "святого равноапостольного". Прежде под копытом коня была скульптура связанного варвара. Сейчас её, на мой взгляд, явно не хватает, т. к. чувствуется композиционная неуравновешенность. Восстановили же Капитолийской волчице, которой уже два с половиной тысячелетия, утерянных младенцев - Ромула и Рема. Так-что будем надеяться, что восстановят и утерянного варвара, тем более, что образ его ещё не совсем погас в глазах нынешних поколений. :))
В музее хранятся картины величайших мастеров - Веронезе, Тинторетто, Рубенса, Караваджо, Ван Дейка, Тициана и Пьетро да Кортона.
Название и автора этого шедевра не нашёл. Очень выразительно! Похоже на "Глас вопиющего в пустыне", возможно - "Голова Иоанна Крестителя": - "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Евангелие от Матфея, 3:1-2), но может быть и другое.
Марсий. Статуя выполнена из красного и белого мрамора, чтобы нагляднее показать тело без кожи. По древнегреческой мифологии, сын речного бога Эарга Марсий достиг необычайного мастерства игры на флейте, которую сделала Афина, и вызвал на состязание самого Аполлона. Соперничество кончилось тем, что Аполлон приказал содрать кожу с живого Марсия.
Мраморные бюсты императоров.
Венера Эсквилинская. Мраморная статуя (I в. до н. э.). В 1874 году эта статуя была найдена при раскопках Эсквилинского холма в Риме. Отсюда её название. Есть предположение, что портретной статуей Клеопатры является именно эта статуя изображающая Венеру-Исиду. "Лицо несколько идеализировано, причёска с клубком волос сзади головы, повязка на волосах..." По свидетельству Плутарха, Клеопатре нравилось быть в образе этой богини, "она звала себя новою Исидой". Приводится также косвенное подтверждение, что рельеф змеи на вазе - символ египетских правителей. О Клеопатре очень много написано в исторической и художественной литературе, сняты фильмы и созданы живописные полотна. Её обожествляют и в то же время характеризуют весьма нелестно, особенно её современники. Истина наверное, как всегда, где-то посредине. Приведу лишь маленькую цитату античного историка Кассия Диона; "Клеопатра же не знала пределов ни в любовной страсти, ни в стяжательстве, была честолюбива и властолюбива, и к тому же надменна и дерзка. Царской власти она добилась любовными чарами, но надеялась тем же путём достигнуть господства над римлянами, ошиблась в своих расчётах и потеряла и то, что имела. Двух величайших римлян своего времени она подчинила своей власти, а из-за третьего сама покончила с собой." "Величайших римлян" - здесь автор имеет в виду Юлия Цезаря, Марка Антония и Октавиана Августа. Ах, она злодейка! Ах, она разлучница!!! :)) Для римлян она навсегда останется как последняя провинциальная царица, египетская блудница. Конец её трагичен. Октавиан Август отклоняет все её просьбы и хочет с позором провести пленницу в качестве трофея во время триумфального шествия по Риму. 39 -летняя Клеопатра решается на самоубийство с помощью укуса змеи.
Статуи. Бронзовый бык и Бронзовый Конь
Капитолийская волчица. (V в. до н. э.)
Экспонаты музея. В центре - бронзовая статуя "Мальчик вытаскивающий занозу".(ок. 50 г. до н. э., копия греческой статуи III в. до н. э.).
Скульптура папы Иннокентия X.
После посещения музея, мы снова на улице и направляемся взглянуть на римские фонтаны, которые представляют собой чудесные произведения барочного искусства.
Пьяцца Навона. Римская площадь - одна из красивейших площадей в мире. Располагается она на месте цирка Домициана (1 в. н. э.). Длина её 276 м., ширина - 54 м. На таком стадионе проводились спортивные состязания. В средние века организовывались ярмарки и народные гулянья. В настоящее время, по краям площади расположились десятки магазинчиков, киосков, кафе и закусочных, где можно отведать итальянские деликатесы. В рождественские праздники площаь занимает красочная ярмарка. Здесь же продают всевозможные сувениры и украшения. Днём и ночью на площади много туристов и итальянской молодёжи. На переднем плане - Фонтан Мавра, слева - церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, у которой очень интересная история, а в центре площади - Египетский обелиск.
Рядом с фонтаном идёт бойкая торговля произведениями современных художников.
Фонтан Четырёх Рек. Проект скульптора Джованни Бернини (1648 -1651 гг.). Представляет собой аллегорические фигуры четырёх рек разных континентов - Нила, Ганга, Дуная и Ла-Платы.
Фонтан черепах (1580-1588). Архитектор Джакомо делла Порта, скульптор Таддео Ландини. Эти фонтаны строились не только для красоты, но и для обеспечения граждан Рима питьевой водой из акведуков (древних водопроводов). Замечу кстати, что во многих фонтанах и фонтанчиках города, по сей день, льётся вкуснейшая, чистая питьевая вода, которую все пьют с удовольствием, особенно в жаркие дни. Если внимательно рассмотреть фото на которых изображены группы туристов, то можно заметить у многих пластиковые бутылочки для воды, которые они пополняют, не отходя так сказать....
А сейчас мы перейдём на маленькую площадь от которой отходят три улицы. В центре площади гармонично вписался величественный фонтан в стиле барокко.
На снимке - Фонтан Треви. Построен в1732-1762 гг. Это самый крупный, фонтан Рима. Высота его 25,9 м., ширина 19,8 м. На фоне великолепного дворца, фонтан выглядит ещё грациознее. Наш экскурсовод пояснила, что существует поверье: если бросить в фонтан одну монету, то непременно вернётесь снова на это место, если две монеты - любовь, три монеты - свадьба, четыре - богатство, но не переусердствуйте, т. к пять монет - разлука или развод. Семьсот тысяч евро в год "выуживают" из этого фонтана "бедные" коммунальные службы. Кстати, второй этаж дворца, в 1830-х годах, занимала княгиня Волконская - видная фигура русской культурной жизни первой половины XIX века.
В Риме несчётное количество всевозможных богатых дворцов, дворов и маленьких двориков. Многие из них уникальны и представляют собой настоящие произведения искусства. Квартира в таких двориках о-о-очень дорогая и если сдать её в аренду, то на эти деньги можно снять приличную, современную квартиру в новом микрорайоне и ещё на икру с маслом останется. :).
Продолжение следует...